Дистанционные образовательные технологии и электронные ресурсы как способ достижения учебных результатов

Дистанционные образовательные технологии и электронные ресурсы как
способ достижения учебных результатов
Нормативно-правовое обеспечение реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Введение федеральных государственных стандартов общего образования
предусматривает реализацию государственной политики в образовании,
обеспечивающей равенство и доступность образования при различных
стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации.
Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения
качественного общего образования позволит широкое использование
электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных
технологий (далее – ДОТ), что весомо дополнит и расширит традиционные
формы организации общего образования.
Внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в образовательный процесс закреплено в статье 16 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ) и отражено в приказе Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Согласно п.1 статьи 16 «Реализация образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее
обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников.
Согласно п.2 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную
деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
1.

Согласно п.3 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» при реализации образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, должны быть созданы условия для функционирования
электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей
освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий,
специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных
программ по которым не допускается с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Согласно п.4 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» при реализации образовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий местом осуществления образовательной деятельности является
место нахождения организации, осуществляющей образовательную
деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Согласно п.5 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» при реализации образовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность,
обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную
охраняемую законом тайну.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии
рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования.
Цель организации дистанционного обучения в Республике Крым –
повышение качества и доступности обучения за счет использования в учебном
процессе дистанционных образовательных технологий, предоставление
обучающимся общеобразовательных организаций равных образовательных
возможностей и удовлетворение индивидуальных образовательных
потребностей.
На современном этапе практически все общеобразовательные
организации Республики Крым подключены к сети Интернет и оснащены
средствами информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), что
упрощает процедуру применения дистанционного обучения.
Образовательная организация имеет право использовать дистанционные
образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством
Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании,
при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических
занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся.

При этом использование электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий не ограничивается только полным изучением
отдельных предметов или курсов в дистанционном режиме. Внедрение
дистанционных образовательных технологий возможно не только при
организации образовательного процесса, а также в процессе дополнительного
образования обучающихся.
Характерной особенностью электронного обучения (ЭО), дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) является то, что их применение возможно
как для обеспечения доступа к образовательному процессу на удалении, так и
для организации образовательного процесса внутри общеобразовательной
организации.
Использование дистанционных образовательных технологий поможет
повысить эффективность учебной деятельности учащихся, организации
учебного процесса и использования учебных помещений, организовать доступ
к качественному образованию с возможностью изучения выбранных
учащимися общеобразовательных дисциплин.
Образовательные ресурсы для реализации дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения
2.

http://resh.edu.ru – Российская электронная школа
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему
школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для
того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное
качественное общее образование. Видеоуроки собраны для всех школьных
предметов.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на
основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших
независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным
государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной
образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные
задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть
использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме
ОГЭ и ЕГЭ.
Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная
последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего
периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей
между предметами.
В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно
заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и
непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на
«открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к
своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут поновому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание,
снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного
заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с
информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы,
компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные
видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных
ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения
которых требуется компьютер.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных
ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт
ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов
различного типа за счет использования единой информационной модели
метаданных, основанной на стандарте LOM.
В последнее время получили распространение открытые образовательные
модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные
модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных
предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет
собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на
решение определенной учебной задачи.
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется
предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000
электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5
000 – ориентированных на профессиональное образование.
Онлайн-ресурсы для организации дистанционного обучения
1. https://foxford.ru/ онлайн-школа Фоксфорд,
2. https://interneturok.ru/ видеопортал InternetUrok,
3. https://www.yaklass.ru/ - «ЯКласс»
4. https://uchi.ru/ - «Учи.ру»
5. https://education.yandex.ru/home/ - Яндекс. Учебник
Интернет-технологии для организации образовательного
процесса при реализации дистанционного образования.
3.

Web-сервис LearningApps.org для создания интерактивных заданий.
На уроке для актуализации опорных знаний, подведения итогов урока,
домашнего задания и развития познавательных интересов учитель может
использовать интерактивные задания web-сервиса LearningApps.org . Для этого
учителю достаточно отправить ученику ссылку на задание или QR-код задания.
Дети в игровой форме выполняют упражнения, уроки и домашние задания
становятся яркими и интересными. Web-сервис LearningApps.org поддерживает
создание 18 типов интерактивных заданий
Использование онлайновых Google-форм для проведения опросов
участников образовательного процесса и осуществления аналитической
деятельности.

С помощью web-сервисов Google можно создавать онлайновые Googleформ для проведения опросов участников образовательного процесса и сбора
информации. Учитель может использовать Google-формы в образовательной
деятельности для проведения промежуточного контроля, викторин и
анкетирования, создавать интерактивные тесты для реализации
дистанционного обучения и электронного обучения.
Google формы – один из типов документов, доступных на Google Doсs.
Бесплатно можно создавать неограниченное количество опросов, анкет, тестов
и приглашать неограниченное количество респондентов. Для создания опросов
пользователю обязательно необходим аккаунт Google.
Позволяет создавать форму с различными элементами или типами
вопросов (всего представлено одиннадцать типов вопросов). Любой вопрос
можно сделать обязательным для ответа. В процессе создания формы можно
легко изменять порядок вопросов. Для каждой созданной формы можно
выбрать дизайн для её оформления. Ссылка на форму генерируется
автоматически после её создания.
Приглашение к участию в опросе:
 электронным письмом списку адресатов, включив в него ссылку на
опрос или саму форму;
 разместив форму (ссылку на форму) на сайте или блоге.
Для каждого опроса автоматически создается таблица результатов в
формате Excel в Google Docs. Все полученные ответы тут же отображаются в
ней. Таблицу можно экспортировать в различные форматы. Пользователю,
создавшему опрос или анкету, в любой момент доступна сводка опроса с
диаграммами по каждому вопросу.
Сервис Google форма позволяет создавать и хранить формы для опросов.
Сервис обеспечивает сбор ответов, формирует статистический анализ ответов, а
также создает электронную таблицу, с помощью которой можно провести
обработку исходных данных самостоятельно.
Онлайновая интерактивная доска https://awwapp.com/
В условиях дистанционного обучения появляется потребность в
различных средствах повышения эффективности обсуждений. Ставшая уже
привычной для нас доска или интерактивная доска – стандартный метод,
который применяется для планирования, рисования, объяснения материала,
обучения. Обыкновенная доска – это один из самых эффективных способов
объяснить что-то наглядно.
Учитель может применять онлайновую интерактивную доску
https://awwapp.com/ для своих занятий с возможностью графических пояснений.
Учитель и ученики получают общее графическое пространство (доску), на
которой можно выводить формулы, делать рисунки и т.д.
Одно из достоинств онлайн досок – то, что они не требуют установки
никаких программ и очень просты в использовании. Вы в браузере выходите на
сайт доски, приглашаете для использования доски школьников. Учитель может
писать, рисовать на ней, при желании и ученики могут писать и делать рисунки,
а учитель может исправлять ошибки. Онлайновая доска позволяет
организовать полноценный диалог учителя с учениками.

Для начала работы с интерактивной доской переходим по ссылке
https://awwapp.com/. Кнопка «Collaborate» позволяет пригласить учителю
других участников к виртуальному обсуждению. Вы можете отправить ссылку
для доступа к онлайновой доске
Все участники, которых Вы добавляете, могут получить доступ к доске,
пользоваться ее инструментами. Есть базовый набор инструментов, как у
простого графического редактора. Есть возможность сохранять себе снимок
доски. Фон доски белый, есть точечная сетка, что помогает рисовать и красиво
располагать текст. Есть кнопка «Отмена» для удаления ошибок, есть кнопка
«Удалить» для очистки всей доски, «Ластик» позволяет удалять определённые
элементы (как на обычной доске).
Доска проста в использовании на компьютере, планшете и даже на экране
мобильного телефона. Можно даже набирать текст с экрана мобильного
телефона. Графических искажений не будет.
Онлайновую доску можно использовать на уроке, для проведения
консультаций, подготовки школьников к ЕГЭ
Обзор платформ видеоконференцсвязи для проведения занятий.
Программа Skype 8.58.0.98 в режиме голосовых звонков и с
использованием режима «Совещание» позволяет одновременно вмещать до 25
человек на вебинаре. Вы можете демонстрировать свой рабочий стол,
транслировать презентацию занятия. В режиме «Совещание» можно записать
вебинар, затем отправить учащимся, которые не смогли по техническим
причинам присутствовать на вебинаре.
Мессенджер Discord позволяет проводить занятия для аудитории до 50
человек в режиме реального времени с передачей голосового сообщения и
презентацией преподавателя. В чате мессенджера Discord можно отправлять
информацию, гиперссылки для мультимедийных интерактивных заданий и
опросов к уроку.
Программа Zoom является лидером в области современных средств
видеосвязи, предлагает простую и надежную облачную платформу для видео- и
аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров с использованием различных
мобильных, настольных и конференц-систем. Необходимо перейти на
официальный сайт https://zoom.us/, чтобы зарегистрироваться и скачать
программу ZOOM.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».